Масленица считается одним из самых веселых праздников в году. Длится она семь дней, и на протяжении блинной недели люди веселятся, устраивают гулянья, ходят в гости по домам, и поедают блины.
В 2016 году Масленица начнется 7 марта и закончится 13 марта. Масленичная неделя поистине народное торжество встречи весны. Перед тем, как войти в Великий пост, люди прощаются с зимой, радуются первым погожим денькам, выпекая традиционные блины, и готовятся к очищению души и тела.

Моя бабушка и мама всегда на масленницу пекли очень тонкие блины, назывались эти блины “каравайцы”. Каравайцы настолько тонкие, что жарились лишь с одной стороны, вторая сторона пропекалась сама. Они получались красивые, как будто кружевные, ажурные. А вкусные какие! Съедались только так.
Я подумала, а почему их каравайцами называли? В памяти всплыло песенное: “каравай, каравай, кого любишь выбирай”. Поискала. Оказалось, что “каравай”(коровай от корова) - это свадебный круглый хлеб или жертвенный хлеб вместо коровы приносился в жертву языческим богам:
Тетушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
Не дашь пирога –корову со двора!



А “караваец” - это круто запечёная каша в миске и выпрокинутая так, что получался круглый “хлеб”. “Каравайцы” - тонкие, праздничные блины для Маслиничной недели, такие тонкие, что солнышко сквозь их “ажур” видно.

Время от Крещения до Масленицы называлось «свадебницей». Если кто-то до сих пор не успел вступить в брак, хотя уже давно пришло время, то в масленую неделю ему или ей об этом напоминали – весело, с шутками и проказами. Например, молодые парни могли на этой неделе украсть себе невесту – это не осуждалось.
Холостякам, у которых брачный возраст наступил уже давно, но они так и не обзавелись семьёй, могли завалить тяжёлой деревянной колодой дверь дома – так, что человек не мог выйти на улицу, пока не заплатит выкуп. В этом баловстве был глубокий смысл: колода символизировала бесплодие – сухое дерево не прорастёт зелёными побегами, как старый холостяк не даст потомства.

 

По легенде Масляна была рождена от союза Мороза и Весны.  Искра Света скрытая в ледяном обличьи, хрупкая снежная красавица, такой её встречают крестьяне в зимнем лесу и приглашают к себе в деревню, она соглашается прийти, но лишь через неделю и просит хорошенько приготовиться к её встрече. Правда приходит Масляна уже не в образе хрупкой ледяной красавицы, а  яркой, румяной и весёлой девицы-хохотушки. И целую неделю она веселит и заводит народ в гуляньях, “разогревая”(согревая) людей своим задором. Она становится центром веселья и  сама сгорает в хороводном костре, вокруг которого пляшут и водят хороводы люди.. “Гори, гори ясно что бы не погасло”. Прыгая через костёр, люди очищаются огнём от хворей и недугов, наполняя свои сердца  огнём любви и жизни от волшебного костра Масляны.
По славянским традициям во время празднования проводов Зимы, в конце масляничной недели так же сжигается чучело богини стужи и смерти - Морены (Мара Морена). В других интерпретациях её называют - Кострома (производное от костёр).

Но известно так же, что и Снегурочка(из одноимённой сказки) являлась дочкой Мороза и Весны-Красны и тоже её ледяное обличье приносится в жертву Солнцу во имя Любви и Жизни, освобождая Искру, скрытую во льдах. Внешний образ Снегурочки – лёд, застывшая вода, холодная красота. Но в там в толще льда, в самой глубине его спит вечно юная и жизнерадостная “горячая” красавица Жизни. Представлялась Снегурочка всегда в длинных белых одеждах. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

 

 Не про неё ли эти строки сказки Пушкина: “.. а во лбу Звезда горит”? Царевна Лебедь? Ведь вот какая поговорка есть про Масляну=Снегурку=Марью Моревну: “краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.”. Так ведь и Лебедь была сестрой тридцати трёх богатырей, которые “живут в море”.
 “Трёх матерей дочка…”. …
Троеликая Мать Мира, Макошь, она же Ладушка- матушка и Леля Лелеюшка. Ведьмы почитают ее особенно. Она Великая мать мироздания- ” это голос твой рев ветров на земле, это голос твой шум волны в океане, звездная даль твой лик, цветы улыбка твоя ..”
У Мокоши много имен называют ее и Макошь, и Мокощ и Мокуша, Жива, Жля, Суравель. Ее день недели Пятница, пятница считается ее днем, иное имя Параскева Пятница.

Матушка Параскева-Пятница, ты шьешь, зашиваешь, судьбу пришиваешь.
Пришей мне (имя), удачу да богатство, чтоб крепко держались, ввек не отрывались.
Завяжи узлом, закали огнем во веки веком
===================

Масленица в древности называлась - Комоедица.

Комоедица (Медвежий Праздник) — один из древнейших великих славянских языческих праздников; помимо главного смысла священного праздника встречи дарованного небом наступления Весны и начала Нового года, также имел характер почитания местного славянского Медвежьего бога: принесение жертвы великому Медовому зверю Кому, которые торжественно относили в лес. Отсюда пословица «Первый блин комам».

Современное название зверя ранее было иносказательным («настоящее» имя нельзя произносить вслух, чтобы не призвать невзначай): «медведь» — ведающий мёд. Оно достаточно древнее: не «мёдведь», а «медведь». Постепенно это имя прижилось, став «настоящим». После чего начало вытесняться уже новыми иносказаниями: «мишка», «топтыгин», «косолапый» и т.п. Древнее имя «Ком», возможно, тоже иносказательное: медведь похож на большой шерстяной комок из-за кажущейся неуклюжести. Может быть, исконное имя содержится в названии медвежьего дома: берлога — «логово бера»? Отсюда «берендеи»…
Согласно народным верованиям, в это время Даждьбог садится на Своего Златогривого Коня, стук копыт которого по Небесной Тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего сна на Земле.
Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года. Также существует версия происхождения слова «Комоедица» от древнерус. комонь — «конь».
Существует и обряд - ходить в лес «будить Медведя». В специально подготовленной «берлоге» заранее залегает кто-то из людей, преображённый в Медведя. «Будят» его весёлым шумом — криками, ударами в бубен, звуками позвонцов и трещоток. Чтобы задобрить «разгневанного» Лесного Хозяина, отдают ему «в жёны» красну девицу, которая ведёт его к накрытому столу, угощает — кормит да поит, всячески чествует. «Медведь» не гневается более, прощает тех, кто его разбудил, и благословляет всех собравшихся, после чего снимает окруту — скидывает личину Медведя и прославляет Вещего Бога.
Празднество завершается воздвижением Огненного Кола (Колеса) на высоком шесте, вокруг него водят хороводы посолонь (по движению Солнца), всем миром славя разгорающееся Весеннее Солнце.

 

У вас недостаточно прав для комментирования