Кто на самом деле имеется в виду в песне Гребенщикова и какое отношение они имеют к концу света. А также про крайне сложные попытки изобразить то, что озвучил заказчик в ТЗ (да, и в 1-м веке нашей эры бывали такие проблемы): как вместить  одну корову шесть крыльев и 120 пар глаз, а также изобразить стеклянное море.
Продолжаем читать Апокалипсис вместе со мною, повышая культурный уровень и стараясь не ругаться на тех, кто придумал такое путанное.


В предыдущих главах Иоанн начал общаться с Богом и тот дал ему задание. Теперь Бог является к нему в новом виде:

Глава 4 (синодальный перевод)

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.

2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

Сияющий овал, в котором традиционно изображают Христа (и иногда Богоматерь) называется мандорла, потому что по-итальянски так звучит "миндальный орех".
Джотто, Страшный суд (фрагмент), капелла Скровеньи, 1306



4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.

Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского", братья Лимбурги, 1410-е. Старцы сидят по сторонам, смирные, как школьники в присутствии завуча.


Почему Старцев именно 24 не очень понятно (дважды по 12).
Возможно, потому что это положенное число черед священников в иерусалимском Храме в течение суток, т.е. это число обозначает "все священники". Или же это 12 патриархов + 12 апостолов (но если "Откровение" написано при жизни некоторых апостолов, то это сомнительная версия). В любом случае 24 престола -- это символ всего человечества.

Ганс Мемлинг. Алтарь св. Иоанна (фрагмент). 1470-е.
Старцы вокруг трона не просто сидят, а имеют музыкальные инструменты, которые станут их традиционным атрибутом.



5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; 6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.

В этой главе "Апокалипсиса" появляются 4 существа, позже воспетых Гребенщиковым (и Волохонским).
Вообще изначально это так называемый тетраморф, и впервые он, имеющий 1 тело и 4 головы животных, привидился еще пророку Иезекиилю в шестом в. до н.э., а теперь вот нашему Иоанну явился, но уже сепарированный, у каждой головы появилось тело. Потом он (они) станет символами евангелистов (Матфей - ангел, Марк - лев, Лука - телец, Иоанн - орел). Но произойдет эта прописка не сразу: в ранних рукописях Нового Завета животные могут обозначать других евангелистов.
Миниатюра из Ottheinrich-Bibel. 
1425-30.



На самом деле именно "исполненными очей" их изображают достаточно редко -- сложно чисто технически, видимо, не могли придумать как. Получалось похожим на павлиньи перья.
Тут изображен не 6-крылый серафим, как кажется на первый взгляд, а исполненный очей тетраморф (у него по сторонам от головы человека не волосы, а еще маленькие головы 3-х остальных животных, видите?).
Около 845-855, Drogo Sacramentary.



7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Виктор Васнецов. Эскиз росписи в храме св. Владимира. 1880-е. Животные есть, но ни очей, ни обилия крыльев.


8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая:
свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель,
Который был, есть и грядет.

Шестикрылыми их тоже редко изображают -- неудобно.
В этом фрагменте и 6 крыльев, и глаза по всему телу, редкий случай.
Гравюра (фрагмент) 1534 года из Первого издания Лютеровской библии. Рисунки школы Кранаха.



9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

11 достоин Ты, Господи,
приять славу и честь и силу:
ибо Ты сотворил все,
и все по Твоей воле существует и сотворено.

Анжерский гобелен, 14 век. Старцы снимают венцы и кладут их перед Господом


***
Объясняю, почему даю в некоторых случаях современный перевод Библии. Потому что старомодный синодальный -- помимо того, что устарелый и поэтому трудный для понимания, он еще и очень красивый. Слова так замечательно слеплены между собой, так перетекают, что завораживают и гипнотизируют. И это затрудняет само понимание текста, потому что текстом очаровываешься. Вроде бы понимаешь, а на самом деле нет.
Так что еще раз перечитываем, понятными словами. (Полезные ссылки для тех, кто хочет изучать текст и его комментарии, а не только картинки, складирую сюда).

Разглядывайте картинку и узнавайте элементы, знакомые по этой и предыдущей главам.
Кстати, обратите внимание -- под ногами у Бога стеклянное море, в котором отражается сияние и 7 светильников

Georg David Nessenthaler, Ulrichbibel, 1755



(современный перевод)

1 Затем я увидел: вот отворилась в небе дверь, и голос, тот самый трубный голос, что я слышал вначале, заговорил со мной. Он сказал: «Поднимись сюда, Я покажу тебе, чему надлежит свершиться после этого».

2 Я тотчас был вознесен Духом. И вот, стоит престол на небе и на престоле Сидящий. 3 И от Сидящего исходило сияние, подобное сиянию драгоценных камней яшмы и сердолика, и вокруг престола словно бы изумрудная радуга.

Поздняя немецкая фреска (а внизу какие-то колхозницы что-ли гуляют?)


4 И вокруг престола еще двадцать четыре престола, на престолах сидят двадцать четыре старейшины, одетые в белые одежды, на головах у них золотые венцы.

Гобелен, 16-17 век, Испания


5 И от престола исходят молнии, клики и громы. Перед престолом семь светильников, горящих огнем, — это семь Духов Божьих.

Фреска в Мехико


6 Напротив престола словно бы стеклянное море, подобное хрусталю. И посреди престола, и вокруг престола четыре живых существа с множеством глаз спереди и сзади.

7 Первое существо похоже на льва; второе — на молодого быка; у третьего лицо, как у человека; четвертое подобно парящему орлу.

Символы 4 евангелистов. Фрески в Abbazia di Viboldone, Милан. Неизвестные художники школы Джотто


8 И у каждого из этих четырех существ по шесть крыльев, которые со всех сторон, снаружи и внутри, покрыты глазами.

Миниатюра, ок. 820 г. Вот еще один редкий пример "исполненности очей" -- что символизирует всезнание и вечное бдение.
Инициалы над головами -- подсказка имени того Евангелиста, к которому они относятся.



И непрестанно, днем и ночью, они восклицают:

«Свят, свят, свят
Господь Бог Вседержитель,
Тот, кто был, есть и придет!»

Кажись, это современный новодел, но как раз поэтому художник буквалистски выполнил все условия.


9 И когда существа воздадут славу, честь и благодарность Сидящему на престоле — вовеки Живущему, 10 двадцать четыре старейшины падут ниц перед Сидящим на престоле, преклонясь перед вовеки Живущим, и сложат свои венцы к подножию престола, восклицая:

11 «Ты достоин, Господь, наш Бог,
принять славу, честь и силу,
потому что Ты создал все:
Твоей волей все стало и все было создано!»

Альбрехт Дюрер. Св. Иоанн и Старцы Апокалипсиса с венцами в руках


***

Цитата из толкования о. Александра Меня: "Почему старцы полагают свои венцы? Венцами увенчано все человечество; человек поставлен царем над всей тварью, но в то же время он царь лишь потому, что получил свою власть свыше, от Бога. Когда он хочет отпасть от Бога, он не просто надевает на себя этот венец, но считает его своей собственностью. Когда же истинное человечество стоит перед лицом Божьим, оно падает ниц перед Ним и снимает свой венец".

Уильям Блейк. "24 старца кладут свои венцы перед Престолом". 1803-5
Старцы снимают корону и поправляют локус (тм).



Христос Пантократор в окружении 4 животных традиционно изображается на порталах католических соборов, в тимпанах над входом (в сцене "Страшного Суда"). Шартрский собор.


24 старца изображаются с музыкальными инструментами в руках. (Шартрский собор)


Витраж, Американская церковь, Париж


Фреска из монастыря Дионисиат, Афон, 16 век.
В православии "Апокалипсис" признали очень поздно, поэтому иконография в целом заимствована с запада.

 

У вас недостаточно прав для комментирования