Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā, «печать, знак») — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
Считается, что мудры — даже более важные и мощные практики, чем асаны и пранаямы. так как они помогают пробудить в человеке спящую силу — кундалини-шакти (силу). Самым древним литературным источником, посвященным мудрам (и другим практикам йоги), является «Гхеранда-Самхита» — трактат по хатха-йоге, автором которого считается риши Гхеранда. В этой книге Бог Шива, рассказывая о йоге своей супруге и ученице Парвати. говорит: «О Дэви, я рассказал тебе о мудрах. знание которых подарит тебе все сиддхи (силы)».
Мудры позволяют практикующему развить способность чувствовать потоки жизненной энергии (праны) внутри тонкого тела и осуществлять сознательное управление этими потоками. Например, направлять их в любую часть своего тела (с целью самолечения) и даже за его пределы (с целью лечения других людей). По сравнению с асанами мудры несут большую философскую нагрузку, в них доминируют более выраженный духовный аспект и функция символа.
Слово Мудра в переводе с санскрита, означает «дарующая радость». «Муд» означает радость, и одновременно это еще и знак богам, поэтому чаще слово мудра переводят как знак, печать, примета. «Ра» – же интерпретируется, как даровать. Мудра — это положение пальцев рук, способ создания определенной энергетической конфигурации, инструмент работы человека со своим телом и пространством вокруг него. Соединяя пальцы в определенных комбинациях, можно активизировать меридианы и направить энергию по всему телу, восстановить поток энергии и устранить «поломки» в больных органах.
Мудра Абхая (санскр. अभय, abhaya, букв. «без страха») мудра символизирует бесстрашие, уверенность, отсутствие опасений, дарование защиты и, одновременно, доброжелательность.
На примере этой мудры видно, как ритуальные жесты происходят от естественных движений руки — с незапамятных времен открытая в приветствии ладонь символизирует отсутствие в руке оружия и, как следствие, доброжелательность, а ладонь, выставленная перед собой — останавливающий знак, «стоп».
Это жест утверждения силы в индуистской иконографии, означающий, помимо всего прочего, покровительство, одобрение и гарантию безопасности.
Рука согнута в локте и поднята, ладонь повернута вперед, от лица, пальцы вытянуты вертикально вверх.
Ладонь руки поднята на уровне груди и обращена наружу, кисть развёрнута ладонью от себя, пальцы направлены кверху, большой палец отстоит от других четырёх пальцев.
Этот жест выполняется поднятой рукой с ладонью, развёрнутой наружу, пальцы вытянуты вверх. Жест иногда делается обеими руками.
Из индуизма Абхая мудра «перекочевала» в буддизм. Она присутствует в старейшей сохранившейся школе буддизма, Тхераваде (или, иначе, Хинаяне). В традиции тхеравады абхая-мудра обычно строится следующим образом: кисть правой руки поднята на высоту плеч, рука наклонена, ладонь развернута наружу, пальцами вместе и вверх, левая рука покоится вдоль тела вниз (в положении стоя).
Божества с Абхая мудрой, сопровождаемой другой мудрой, часто встречаются на изображениях северных школ Махаяны. В царстве Гандхара, во времена легендарного правителя и популяризатора буддизма, царя Ашоки, эта мудра употреблялась в качестве символа проповедования. Абхая мудра часто присутствует на статуях «идущего Будды» в Лаосе и Таиланде. Также Абхая мудра является атрибутом японского направления буддизма Ваджраяны — Сингон, где выполняется с чуть выдвинутым вперед средним пальцем. Это мудра Авалокитешвары, Будды Амогхасиддхи, Будды Дипанкары, Бодхисаттвы Кшитигарбхи, Зелёной Тары и некоторых других божеств и святых.
Мудра Бхумиспарша (санскр. भूमिस्पर्श, bhūmisparśa, «касание земли») олицетворяет Будду, берущего землю в свидетели. Мудра напоминает о том, как Будда взял землю в очевидцы, когда разрешил проблему прекращения страданий, во время размышления под деревом Бодхи в позе «лотоса»: правая рука касается земли кончиками пальцев рядом с правым коленом, либо же только указательным пальцем, опущенным вниз и касающимся земли, с левой рукой, обычно покоящейся на верхней части левого бедра, ладонью, развернутой кверху. Мудра так же может олицетворять подчинение Мары.
Жест “касание земли” служит напоминанием о победе Будды Шакьямуни над искушениями Мары. Будду, так же как и дьявол Иисуса, соблазнял Мара (бог соблазна и чувственной страсти), уверяя его в том, что земля, на которой он сидел в позе лотоса, ему не принадлежит. Именно этим жестом Будда просил подтверждения у богов Земли, что своими малыми, но благими деяниями он заслужил на тот клочок земли. Эту мудру еще называют жестом призвания Земли в свидетели.
Считается, что таков был жест Будды, когда он достиг просветления. Он представляет из себя непоколебимую силу и истинную преданность освобождению, что помогло ему преодолеть тьму, угрожавшую ему перед тем, как он достиг света.
Мудра Дхармачакра (санскр. धर्मचक्र, dharmacakra, «управление законом») олицетворяет наивысший момент в жизни Будды, когда, после достижения просветления, он читал свою первую проповедь в Сарнатхе. Обычно, только Гаутама Будда изображается с этой мудрой, обозначая Майтрейю как хранителя Закона. Эта мудра обозначает поворот колеса Закона. Мудра строится следующим образом: правая рука на уровне груди, ладонь развернута вертикально наружу, пальцы согнуты, большой и указательный пальцы касаются друг друга. Левая рука, с таким же расположением пальцев горизонтально развернута к груди. Эта мудра так же известна как Витарка (санскр. वितर्क, vitarka, «доказательство, увещевание»), Карана (санскр. करण, karaṇa, «религиозное, магическое [действие]») и Вьяхьяна-мудра.
Беспрерывная энергия космического порядка, символом которого является колесо дхармы — вот что выражает эта мудра. Руки помещены на уровне сердца, пи этом большой и указательный палец формируют круг. Это похоже на мудру Витарка. Правая рука смотрит ладонью наружу, а левая направлена к сердцу.
Эту мудру связывают с первым учением Будды. К ней часто относятся как к изображению учения о космическом порядке. Это учение исходит из сердца.
Мудра Витарка (санскр. वितर्क, vitarka, «доказательство, увещевание»), является разновидностью дхармачакра-мудры, и, обычно, несёт тот же сакральный смысл. Разница в построении состоит в том, что в витарке ладони обеих рук развернуты наружу от груди, пальцы выпрямлены (пальцы правой руки указывают вверх, левой — вниз), указательные и большие пальцы соединены. Также в буддизме символический жест дебатирующего, жест во время диспута и во время изложения учения. Это жест бодхисаттвы Майтреи, некоторых других божеств и святых.
Дарует понимание законов жизни, проницательность, глубокое понимание бессознательных процессов, невовлеченность и стойкость. Мудрость – это способность заново увидеть вещи, что делает восприятие каждого факта жизни неповторимо насыщенным, но совершенно не отягчающим сознание. Такая подвижность восприятия есть своеобразная вершина, с которой только и могут открыться непостижимые пространства изобильной реальности. Правая рука полусогну та. Обе руки подняты, кончики большого и указательного пальцев касаются друг друга, образуя круг. Все остальные пальцы вытянуты вверх. Рука вытянута вперед со смотрящей наружу ладонью.
Эта мудра – универсальный жест, воспринимаемый даже вне своего буддийского контекста. Она часто присутствует в христианской иконографии. Главным образом используется при изображениях Великих Будд. Она символизирует одну из стадий учения Будды – обсуждения дхармы или обучения ей. Круг, образуемый большим и указательным пальцами, не имея ни начала, ни конца, является совершенством; он указывает на просветленную мудрость Будды. Это мистический жест Тар и
Бодхисаттв.
Мудра Дхьяна (санскр. ध्यान, dhyāna, «медитация, концентрация») — мудра медитации, сосредоточенности. Обе руки покоятся внизу живота ладонями вверх, распрямлённые пальцы правой руки над распрямлёнными пальцами левой (либо с соприкасающимися средними фалангами пальцев, см. изображение), большие пальцы рук касаются друг друга, формируя «мистический треугольник», духовное пламя Триратны, олицетворяя три драгоценности. Эта мудра использовалась в изображениях Будды Шакьямуни и Будды Амитабхи. Иногда эту мудру использовали в изображении Бхайсаджъягуру, Будды-врачевателя.
Происхождение этой мудры намного древнее буддизма, так как использовалось в языке жестов йогов во время их медитативных или лечебных упражнений.
Происхождение этой мудры намного древнее буддизма, так как использовалось в языке жестов йогов во время их медитативных или лечебных упражнений.
В аштанга-йоге она считается седьмой ступенью – медитацией, предшествующей достижению восьмой ступени – просветления (Самадхи).
Мудра Варада (санскр. वरद, varada, «подающий, дарующий») олицетворяет приветствие, милосердие, сострадание и искренность.
Зачастую изображается при помощи левой руки теми, кто подвязался на служение спасению человечества. Рука с развёрнутой наружу раскрытой ладонью указывает вниз. Обычно варада-мудра используется в паре с другой мудрой, изображаемой правой рукой, чаще всего — абхая-мудрой.
В индуистской мифологии этот жест рассматривается таким образом: дающий получает прощение, а прощающий – благословение. Стоит помнить такую важную деталь: прощение касается не только других людей, в первую очередь мы должны научиться прощать себя за свои ошибки, за неверные и неправильные поступки в прошлом.
На некоторых картинах и идолах жест блага, а именно опущенная рука, сочетается с листом лотоса. Прощение и милосердие всегда является качеством сильного и просвещенного человека. Кто дает, тому воздастся и к тому Боги будут благосклонны.
На духовном уровне мудра поможет обуздать ваше раздражение, недовольство и злобу. Практика способствует раскрепощению и развитию у вас чувства прощения и милосердия. На физическом уровне мудра способствует очищению организма от шлаков и загрязнений, дарит свободу и легкость мысли.
Мудра Ваджра (санскр. वज, vajra, «алмаз») — мудра Шести элементов, мудра знания. Составляется из правой руки, кулаком охватывающей указательный палец левой руки, направленный вверх; остальные пальцы левой руки так же сжаты. Мудра призвана олицетворять единство пяти мировых элементов (воды, земли, огня, воздуха и металла) с духовным самосознанием.
Мудра дарует Силу Индры. Она концентрирует энергию в виде сгустка энергии, подобно молнии. Помогает сконцентрироваться при обдумывании целей.
В индийской мифологии Ваджра – «громовая стрела» — оружие бога Индры. Мудра символизирует особую силу, олицетворяющую могущество Духа. Мудра показывает, какой из энерго-каналов более активен в данный момент если автоматически выше располагаются: Правые пальцы выше: более активна правая сторона тела, канал Пингала, мужское начало, энергия Ян.
Левые пальцы выше: более активна левая сторона тела, канал Ида, женское начало, энергия Инь.
Мудра Варуны — бога воды. Мудра названа в честь Варуны, в индийской мифологии — бога Воды — одного из пяти первоэлементов, образующих нашу вселенную. Выполняется мудра так: мизинец правой руки сгибается до касания к основанию большого пальца, которым слегка прижимается мизинец. Левая рука обхватывает правую снизу, при этом большой палец левой руки располагается на большом пальце правой руки. Выполняется для выведения излишней слизи из организма, которая, согласно восточным концепциям, вызвать энергетическую блокаду всего организма.
Мудра Намаскара заключает в себе энергию приветствия другого человека с наивысшим уважением и поклонением перед божественным во всём. Очевидно, что приветствие выражается в виде молитвенного жеста. Молитва исходит из сердца или третьего глаза.
Мудра Намаскара может исполняться кистями рук на уровне груди или лба. Только сердцем или глубоким духовным озарением человек может истинно постичь, что мы все — проявление одного света.
ГАССЁ (молитвенная мудра)Слово Гассё буквально означает: "Две ладони, сложенные вместе". Из всех мудр именно этот жест наиболее употребимый и применяется для выражения почтения, уважения, смирения; для предотвращения рассеивания внимания; для того, прийти в состояние гармонии (объединить две крайности - левую и правую, пассивную и активную), выразить согласие и стремление к полному Единству.
8 мудр, которые укрепят ваше здоровье:
1. Гьян-мудра.
Помогает улучшить память, внимание и функционирование нервной системы. Предупреждает головные боли, бессонницу, депрессию, апатию.
Эта мудра — одна из наиболее важных. Она снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, меланхолию, печаль, тоску и депрессию.
2. Ваю-мудра.
Эта мудра помогает при лечении заболеваний органов дыхания, улучшает функционирование важнейших систем организма: иммунитета, центральной нервной системы, печени.
Она очищает кровь от токсинов, нормализует свёртывающую систему крови и её иммунные качества, снимает артритные боли, лечит суставы, помогает при радикулите, ревматизме, болях в коленях.
3. Притхви-мудра.
Притхви-мудра придаёт сил, помогает бороться с усталостью, а также улучшает координацию движений и положительно влияет на вестибулярный аппарат.
В психологическом смысле мудра укрепляет уверенность в себе и помогает избавиться от ненужных предубеждений. Она будет полезна тем, кто ищет свой духовный путь.
4. Агни-мудра.
При регулярной практике способствует сжиганию жиров.
Также она способствует гармонизации работы вашей печени.
Также эта мудра помогает при лечении сахарного диабета.
5. Варуна-мудра.
Эта мудра предназначена для оптимизации жидкости (воды) в желудке и лёгких, а также для лечения заболеваний печени, колитов, вздутия живота.
Благотворно влияет на организм при различных мокротных воспалениях и при насморке.
6. Шунья-мудра.
Эта мудра помогает людям, страдающих заболеваниями ушей и имеющих слабый слух. В некоторых случаях уже через десять минут после применения Шунья-мудры можно улучшиться слух.
Длительные занятия приводят к почти полному излечению очень многих заболеваний уха.
7. Прана-мудра.
Эта мудра повышает работоспособность, даёт бодрость и выносливость, улучшает общее самочувствие, улучшает остроту зрения, лечит болезни глаз.
Цель применения этой мудры — выравнивание энергетического уровня во всем организме и повышение его жизнеспособности.
Применять мудру стоит при истощении и усталости. Также будет полезна нервным людям, поскольку благоприятно влияет на самочувствие, устраняет нежелательную сонливость.
8. Апан-ваю-мудра.
Эта мудра укрепляет сердце и крайне эффективна при сердечном приступе. Она нормализует кровяное давление и стимулирует кровообращение.
Кроме того, она успокаивает нервную систему, помогает избавиться от кислотности, газов, отрыжки, укрепляет кости, излечивает от бессонницы и икоты.
Буддийские мудры в христианстве
.
Йога-мудры обычно рассматриваются как компонент хатха-йоги. Они состоят из набора жестов рук, выполняемых во время медитации.
Т.е. это некие символы. При определенном расположении пальцев, кистей и рук – получается некий тайный смысл, который доносит изображенный монах. А в нашем случае – христианский святой. Изображения христианских святых взяты из византийских росписей, икон и дошедших до нас их изображений.
1. Притхви Мудра
Принтви (Земля) Мудра выполняется путем касания кончика безымянного пальца кончиком большого пальца. В буддизме мудра эффективна для укрепления и заживления тела. Способствует ощущению стабильности и уверенности в себе.
2. Прана Мудра
Прана Мудра называется Мудрой Жизни. В йогической практике она может исцелить более сотни различных заболеваний и состояний здоровья. Способствует стабильности, спокойствию и уверенности в себе.
Прана (Жизненная энергия) Мудра образована прикосновением кончиков пальца и мизинца кончиком пальца.
3. Апана Мудра (и ее вариация Карана Мудра)
Апана (нисходящая жизненная энергия) Мудра образуется при касании кончиков безымянного пальца и среднего пальца кончиком большого пальца. Мудра регулирует выделительные системы организма. Очищает организм, а также помогает в пищеварении.
Вариант Апаны Мудра называется Карана Мудра, в котором скользящий палец и средний палец складываются, но их кончики не касаются кончика большого пальца. Иногда большой палец может удерживать средний и безымянный палец.Считается, что Карана Мудра рассеивает негативность и препятствия и отвращает сглаз.
Мудра по-прежнему пользуется популярностью у католиков, где ее называют Корной (фонетически очень похожей на Карану). Корна имеет ту же функцию, что и Карана Мудра.
В некоторых СМИ Корна иногда интерпретируется как «сатанинский символ».
4. Шуни Мудра или Акаша Мудра
Шуни (Сатурн) Мудра или Акаша Мудра выполняется, касаясь кончика среднего пальца кончиком пальца. Мудра порождает осознание нашего внутреннего божественного «я» и способствует жизни в настоящий момент. Он также поощряет сострадание, понимание и терпение по отношению к другим.
5. Дхьяна Мудра
Мудра Дхьяны (Медитация) выполняется, сидя в и кладя руки на колени, один поверх другого, так что пальцы касаются кончика. Эта мудра успокаивает ум и помогает построить однонаправленный фокус, необходимый для медитации.
6. Сурья Мудра (Агни Мудра)
Surya Mudra / Agni Mudra выполняют, складывая безымянный палец и нажимая вторую фалангу с основанием большого пальца. Эта мудра оказывает терапевтическое воздействие на расстройства пищеварения
7. Анджали Мудра
Анджали-мудра - это жест «Намасте». Он образован путем сближения ладоней перед сундуком, так что большие пальцы слегка прижаты к грудине. Мудра объединяет левое и правое полушарие мозга. Это освобождает стресс и отпускает беспокойство.
8. Абхая Мудра
Абхая Мудра выполняется, поднимая руку ладонью, обращенной наружу. Эта мудра исполняется божествами и духовными мастерами, чтобы развеять страх и обеспечить божественную защиту преданным.
9. Варада Мудра
Варада-мудра выполняется, протягивая руку ладонью, обращенной наружу, пальцами, направленными вниз. Это приносящий благо, жест и символизирует акт дарования благословений и милосердия. Подобно мудре Абхая, эта мудра исполняется божествами и духовными учителями, чьи божественные энергии направлены наружу через открытые ладони.
10. Ардхапатака Мудра
В этой мудре безымянный палец и мизинец сгибаются, а остальные держатся в вертикальном положении. Считается, что выполнение мудры позволяет людям освободиться от неприятностей в их жизни.
Большинство византийских православных икон были созданы с VI века н.э. до падения Константинополя до его захвата османами в 1453 году. Поэтому знание этих йога-мудр, возможно, сохранилось в пределах Православной Церкви до 15-го века нашей эры. В настоящее время, однако, большинство историков, похоже, не знают, что эти жесты рук - это йога-мудры и вместо этого относятся к ним в целом как к признакам благословения.