Есть в ламаизме – тибетском варианте буддизма, одна очень важная, весьма интересная традиция – построение мандал. Само слово «мандала» восходит к санскритскому, что означает – круг, диск, и представляет собой геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной – «карта космоса». Типичная форма – внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света. Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.



До недавнего времени мандалы, возведенные из разноцветных песчинок дворцы просветленных существ, можно было видеть только в стенах тибетских монастырей. Они являлись обязательным атрибутом в основном закрытых буддийских церемоний. Однако сегодня, желая сохранить эту уникальную традицию тибетской песочной живописи, Далай-Лама выбрал те мандалы, которые странствующие монахи могут строить для светской публики в разных странах мира.
  И здесь речь не идет о популяризации эзотерических учений: основная цель монахов лежит в контексте принципов так называемой «Колесницы бодхисаттв» – принести пользу как можно большему числу живых существ. Ведь известно, что одного взгляда на мандалу достаточно, чтобы очиститься от болезней и негативных наклонностей, а также накопить «заслугу» – тот положительный потенциал, который способствует дальнейшему духовному росту. Изучению ритуалов, предусматривающих построение мандал, они посвящают долгие годы. Ламы запоминают внешний вид десятков мандал в мельчайших деталях – рисунок из толченого мрамора должен быть выполнен в точном соответствии с древними текстами.
Они работают очень внимательно и осторожно, ведь чем чище их мотивация, чем совершенней их искусство, тем больше пользы получит каждый, кому доведется взглянуть на мандалу. Как бы вы ни относились к мандале: как к захватывающему дух произведению искусства или к священному объекту, достойному поклонения, – она дарит вам столько благословений, сколько мельчайших песчинок уходит на её построение. 

        В первый день монахи проводят красивую церемонию очищения пространства и наносят контуры мандалы, а затем, день за днём, песчинка за песчинкой, кропотливо трудятся над созданием рукотворного хрупкого чуда, поражающего красотой и совершенством форм.
Каждый день начинается и заканчивается ритуалами с обертонным пением и тибетскими инструментами, которые неизменно притягивают множество зрителей. Созерцание сооружения мандалы – процесс медитативный. Кто-то заходит на пару минут, кто-то на пару часов, чтобы увидеть, как цветок мандалы раскрывается прямо на глазах, ощутить покой и безграничную мудрость будд.
Монахи с радостью отвечают на любые вопросы о значении и символике мандалы, монашеских искусствах, учёбе и жизни в монастыре. По завершении строительства мандала разрушается.
 

Разрушение мандалы – особый ритуал, смысл которого подчеркнуть один из основных постулатов буддизма – идею непостоянства всего сущего. «Неважно, сколько труда мы вложили в создание этого дворца, – говорят ламы, – неважно, что в результате получилась песочная картина невероятной красоты, мы не должны позволять себе привязываться к внешней форме. Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения мандалы – это редкая возможность задуматься о мимолетности бытия.
Прочувствовав это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию». Песок, благословлённый многодневными ритуалами, затем в красивой процессии со звучанием тибетских длинных труб и медных тарелок относится к реке или озеру и подносится в дар духам воды с    просьбой распространить благословение по всему миру. Мандала способна трансформироваться во множество геометрических форм во всех трех измерениях.
Монахи использовали Мандалу для медитации, так как бесконечное изменение её соответствовало основной идее востока – вечности духа.
С помощью различных Мандал восточные мудрецы-астрологи преподавали астрономию, метафизику и другие знания, показывая происхождение Вселенной и воссоздавая Парад планет.

2500 лет назад Будда Шакьямуни, достигнув полного и окончательного Пробуждения в Бодхгайе, преподал своим ученикам два вида учений. Первые из них, сутры, передавались им открыто в форме диалогов и были доступны широкой публике.
Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, которые обладали достаточно высоким духовным уровнем, чтобы постичь их и осуществить.
Являясь высшими поучениями, тантры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и их дворцов-мандал. Каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни. Её можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации.
Осваивая тантру, ученик в мельчайших подробностях запоминает облик просветленного божества и его дворец, готовя себя к «вхождению в мандалу», то есть в то чистое состояние ума, в котором пребывает божество. В медитации мандала воспроизводится в ее трехмерной форме – в тантрических монастырях существуют сложные объемные дворцы, искусно вырезанные из дерева. Они служат наглядным пособием, значительно облегчая процесс визуализации.
Одновременно с мысленным построением трехмерных мандал в ритуалах и практиках используются плоскостные изображения, которые согласно текстам, могут быть либо живописными, либо выполненными из измельченных драгоценных камней, перемолотого и окрашенного риса, цветов, а также разноцветного песка.
Тантрические практики и ритуалы, предполагающие построение песочных мандал, будучи тайными изначально, до последнего времени были совершенно недоступны для западного человека в силу географической удаленности Тибета, языковых и культурных барьеров. Они изучались в основном в стенах крупных тантрических монастырей, куда монахи поступали для пятнадцатилетнего обучения. Тибетцы-миряне хотя и знали о существовании сложных, но эффективных тантрических практик, по большей части считали их прерогативой монахов и ограничивались совершением подношений монастырям в дни больших церемоний.
Кстати сказать, традиция создания мандал – явление далеко не исключительно тибетское. В Индии тоже создают мандалы, но только делают это куда хуже, без понимания смысла и вовсе не монахи, а юные девушки, вошедшие в нужный для вступления в брак, возраст. Традиция гласит, что девушка должна каждое утро, с первыми лучами солнца, выходить из дому и перед порогом, прямо на земле, рисовать раскрашенной в разные цвета мукой мандалу. Это – является сигналом для потенциальных женихов, что в этом доме живет невеста «на выданье». Увидев такой знак перед порогом, сваты заходят в дом и смотрят на невесту. К вечеру гости ногами разрушают мандалу и на следующее утро девушка повторяет все сначала, до тех пор, пока не выйдет замуж.
Есть и более «экзотические» варианты мандал, которые можно встретить по всему миру и во всех культурах, где они присутствуют с незапамятных времён.
   
В Древнем Египте календарь изображался в виде мандалы. Так же его изображали майя, да и привычное европейцам изображения знаков зодиака, существующее тоже не одну сотню лет, тоже имеет вид мандалы.



В виде мандалы располагают и гексаграммы «И-цзин» и самые важные суры из Карана. Базовый постулат всей индийской философии – «Колесо Сансары», до сих пор отражённый даже на флаге Индии, изображается в виде именно колеса и тоже имеет сходство с мандалой.
И даже в средневековой европейской архитектуре мы встречаем мандалы, которые представлены здесь в виде всевозможных «розеток» – одного из классических элементов готической архитектуры. И, конечно же, самыми эффектными из готических «розеток» являются украшающие центральные фасады готических соборов огромные витражные окна – розетки, имеющие всегда круглую форму и составленные из многочисленных геометрических фигур, выполненных из цветного стекла.

Причем, интересно отметить, что в Европе готика начала свое победоносное шествие сразу же после того, как первые крестоносцы возвратились из первых крестовых походов в «Святую Землю» и во многих элементах готического стиля легко улавливается влияние тенденций, свойственных характерным чертам ближневосточной архитектуре, которые, в свою очередь, восходят к традициям Месопотамских цивилизаций. Так что, привнеся в европейскую культуру готический стиль, крестоносцы, тем самым, способствовали распространению по всему миру древнейших традиций, основанных на культуре, берущей свое начало в Древнем Шумере. Вот такие сложные хитросплетения.
Но самое интересное, что изображение мандалы, да ещё и с троичной матрицей в центре, встречается даже среди рисунков пустыни Наска! При чем тут троичная матрица внутри мандалы? А очень даже причем…



И для того, чтобы понять это, мы должны сначала разобраться в других вопросах.

У вас недостаточно прав для комментирования