Как известно, у майя было множество сказаний и легенд. Одни из них описывают подвиги героев, другие объясняют мироздание, а некоторые даже являются отражением научных открытий, коих древние индейцы совершили не так уж и мало. Существует среди сказаний одно, которое рассказывает о неком тайном месте на нашей планете, название которого Тулан-Суйва. Ученые яростно спорят, что же оно означает. Самая распространенная версия перевода: «суйва» - «тайное или скрытое место», а «тулан» чаще всего переводится, как «место, где растут тростники». Дело в том, что «тулан» просто созвучно слову «тростник» в майянских языках, однако некоторые считают, что оно произошло очень и очень давно, когда язык еще не видоизменился и не принял более современную форму. Впрочем на все сто процентов за подлинность перевода поручится не сможет никто. Но одно можно сказать с полной уверенностью — загадочный Тулан-Суйва располагался на полуострове Юкатан, где, как нам известно, и происходил расцвет цивилизации майя.

Однако прямо скажем, что особенно важно где находилось тайное место только ученым, простого обывателя же более заинтересует то, что его обитатели обладали некими магическими сверхспособностями и знаниями. Поскольку внимание к культуре майя очень увеличилось в связи с шумихой вокруг декабря 2012-го года, когда должен был произойти предполагаемый конец света, многие стали считать, что Тулан-Суйва — то место, где можно спокойно пережить апокалипсис. Надо сказать, что упоминание о  Тулан-Суйва встречается в сказаниях почти всех народов майянской группы, что впрочем неудивительно, ведь корни у этих индейцев одни. Например, в летописях какчикели говориться о поражении в войне с жителями таинственного места, которое произошло лишь потому, что те обладали какими-то мощными магическими способностями. В легенде какчикели сказано, что индейцы, населявшие Тулан-Суйва умели парить высоко над землей, а поэтому их было очень сложно убить. Конечно же, этим сказаниям нельзя верить, ведь какчикели просто могли приукрасить умения соперников, для того чтобы оправдать свое поражение.

При этом в легендах других майянских народов, о Тулан-Суйва сказано с почтением и даже некоторым трепетом. Например киче считают, что это место было использовано для священных собраний всех племен майя. В легенде говорилось, что когда-то все люди побывали в Тулан-Суйва,а потом вернулись назад. Интересно так же и то, что сказания предполагают наличие не одного, а целых четырех Туланов, которые существовали в разные времена. Примечательно, что в знаменитом Пополь-Вухе описывается как раз четыре эпохи. Поэтому ученые предполагают, что Тулан-Суйва — не какое-то конкретное место, а некий собирательный образ культуры майя, который характеризуется определенной эпохой. А то, что его жители обладали невероятными магическими способностями вполне объясняется тем, что индейцы верили, что когда эпоха подходит к концу просыпается Божество — одно из воплощений Кетцалькоатля, которое и наделяет людей секретными знаниями. Например, в третьей части Пополь-Вуха, в шестой главе сказано, что в Тулане великое могущество внезапно пришло к людям, они обрели небывалую мудрость.

О «прозрении» в сказаниях майя говорится о том, что именно в Тулан-Суйва они «обрели своих богов», так же как своих божеств получили и другие племена. И опять же в Пополь-Вухе в той же части, только уже в другой главе сказано: «Тогда появились боги... Они были преисполнены радости к людям. Они говорили, что наконец-то нашли то, что искали!  Люди обрели своих богов там, в Тулане».
Иными словами, это место было для майя памятно некими священными событиями, при этом интересно, что уход из Тулана у киче описывается как великая потеря. «И они рыдали в своих песнях из-за ухода из Тулана; их сердца разрывались, когда они покидали его, когда они навеки оставляли это священное место. «Увы нам!» - кричали они. Мы больше не увидим здешней зари, когда над горизонтом поднимается огромное Солнце и озаряет лицо Земли!» - Пополь-Вух, часть третья, глава четвертая.

Примечательно, что у тех же какчикели про уход из Тулан-Сейвы рассказывается несколько по-другому. Легенда довольно мрачная, она описывает отправление предков из Тулана, которое сопровождается негативными предзнаменованиями и предвещает смерть и смятение. Интересно так же и то, что многие ученые находят сходство между майяскими сказаниями и библейскими мотивами. В Пополь-Вухе, действительно, находится некоторое контекстуальное соответствие с «Истинным Синайем». Особенно сходство наблюдается в направлениях, где эти два места должны располагаться. Так и Тулан-Суйва, и Истинный Синай, находятся на востоке, за морем. Кстати говоря, некоторые народы майя относятся к Тулану как к форме рая.

Конечно же, у исследователей легенд о Тулан-Суйва не может не возникнуть вопрос: если в Тулане было действительно настолько хорошо, то почему же тогда индейцы неизбежно покидали это место? Майянские легенды молчат по поводу причины ухода, однако если принять во внимание то, что многие ученые склонны полагать, что под видом Тулана могла идти речь не о месте, а о неких процессах, происходивших с индейской цивилизацией при смене эпох, то неизбежность ухода вполне объяснима. Время никогда не стоит на месте, одна эпоха сменяется другой и этому невозможно противостоять. Так  и у майя, одно царство устанавливалось на месте другого, причем этому всегда предшествовал хаос и раздор. Вот и объяснение тому, что киче вспоминают о Тулане, как о райском месте, а какчикели говорят о том, что уход людей из него сопровождался различными негативными событиями. Это же очевидно, что всегда при крушении любой цивилизации, независимо от того, какого уровня развития она достигла, через несколько тысячелетий, а то и столетий ее следы практически полностью исчезнут, а история превратится в легенды.

Как уже было замечено ранее, многие ищут спасения от близкого конца света в сказаниях древних майя. Но ведь в отличие от предыдущих четырех эпох, пятая, которая длится сейчас не закончится крахом и хаосом, а плавно перетечет в Шестое-Солнце, то есть шестую эпоху. Это, по крайней мере, если верить сказаниям майя. Индейцы считали, что действующий мир не должен разрушиться с прекращением нашей эпохи — он плавно эволюционирует, переходя в шестую эпоху, После нее настанет седьмая, а вот она уже последняя. Но даже тогда человечество не погрузится в пучину войн и раздора.

В пророчестве древних индейцев говорится, давным-давно божество спустилось на землю и сказало: «Идем, человек! Я прибыл на три срока. На три срока, прибыл и ты. Но сегодня ты отправишься со мной. До того как ты пришел сюда, ты был заперт в темноте. Теперь же я пришел. Я пришел чтобы вывести тебя из темницы. Ты теперь будешь капитаном, но ты будешь идти за моей спиной». Правда, стоит отметить, что в оригинале говорится не «три срока», а «три луны». Однако если учесть особенности языка суйва, под «луной» следует понимать не лунные месяцы, а просто три последовательно сменяющих друг друга временных отрезка, которые могут быть и разной длины.

Словом, если верить этому пророчеству индейцев майя, наша цивилизация вовсе не рухнет —  ну если, конечно же, мы сами ее не погубим. Из сказания становится понятно, что божество наделило нас силой и сказало, что теперь мы — сами капитаны своей судьбы, которые и будут определять направление и длительность «путешествия». Однако тут следует снова вернуться к таинственному образу Тулан-Суйва. Если это время, которое знаменуется окончанием эпохи, то и нам суждено побывать в этом загадочном месте.

Как мы помним, в сказаниях киче говорилось о том, что именно в Тулане люди обрели своих богов, было сказано также и то, что этих богов оказалось чересчур уж много. У каждого индейского племени было несколько своих божеств, а также главный бог. Может быть, в силу этого они и стали разными народами, перестав совершать одни и те же обряды и поклонятся одним и тем же богам. Многие исследователи цивилизации майя полагают, что скорее всего, это и есть описание того самого раскола, который произошел во время завершения четвертой эпохи. В Пополь-Вухе, в четвертой части, седьмой главе говорится: «Все они были вместе, единым целым, тогда наступил для них рассвет, и засияло солнце над всеми племенами. Однако имена богов остались в каждом племени теми же самыми... «Мы пришли из того места (из Тулана), но мы были разделены", — говорили они друг-другу».

В реальности же это вполне могло выглядеть так. Когда разрозненные племена начали объединяться в одну общину, сознание людей также стало сливаться. Но вдруг оказалось, что некоторые народы были такими разными, что в силу своих конфликтов и разногласий так и не смогли объединиться в одно целое. Действительно, каждое отдельное индейское племя, внезапно получив единство сознания, если верить майянским текстам легенд и сказаний, было буквально переполнено счастьем. Каждый народ ощутил это самое единение, но никто из них не потерял своих индивидуальных черт. Возможно та самая магическая сила, которой обладали люди, живущие в Тулан-Суйве, это и есть единение племен, которые обрели невероятную силу. В то же время с некоторыми племенами конфликт уладить не удалось и единое сознание человечества подверглось расколу. Вот почему у разных майянских народов уход из Тулан-Суйва описывается по-разному, с разными эмоциями и событиями.

Словом, если опираться только на пророчества древних майя, конец света нам не грозит. Но вот в Тулан-Суйва мы побываем, но каким будет это загадочное место, будет зависеть только от нас.

У вас недостаточно прав для комментирования